Клуб БАЗА
Правила клуба Если Вы умеете играть на каком либо музыкальном инструменте из каталога этого сайта, и Вы указали это у себя в профиле - Вы автоматически член этого клуба. В случае если Вы будете "плохо" себя вести, а именно заниматься спамом, рекламой, материться (хотя в исключительных случаях и по теме это допускается), оскорблять участников клуба - Вы рискуете схлопотать "бан". Если Вас забанили, но Вы уверены в несправедливости этого поступка - напишите в свободной форме письмо администратору, он разберется.
"БАЗА" - это открытый клуб музыкантов, которые играют (или только учатся играть) на необычных музыкальных инструментах. Здесь мы общаемся, учим и учимся.
Если Вы участник клуба - авторизуйтесь. Если нет - возможность вступления в клуб появится после регистриции
|
Это небольшая пластина, сделана из камня, нефрита или меди. История его уходит в очень далёкие времена матриархальной общины. Люди собирались, постукивая камнями, создавали ритм и танцевали под него, именно так постепенно камни превратились в этот ударный инструмент. Цинн с рядом другими музыкальными инструментами употреблялся в ритуальных церемониях, в которых участвовал сам император.
На выставке, про которую я ранние рассказывал, этого инструмента не было, но представители ударных инструментов всё же знают его и рассказали мне немножко информации. Сказали, что Цинн можно разделить на 2 главных вида: «тэ Цин» и «бянь Цин». «Тэ цин» в основном был создан для жертвоприношения и обрядов, которые проводил император для Неба, предков и Земли. В свою же очередь «бянь Цин» состоял из нескольких Цинов и употреблялся для исполнения музыки во дворцах.
В августе 1978 г. В провинции Хубэе китайские археологи производили раскопки 2400 летней давности где и нашли гробницу с тогдашними музыкальными инструментами, всего их было 120 и одним из них был «бянь цин». Состоял из 32 Цинов, подвешенных на медной пластине и изготовленных из известняка и нефрита. Но из за того что при раскопках этот экземпляр был поврежден, археологам так и не удалось услышать как он звучал.
Как видите, даже такой, казалось бы, обыкновенный инструмент (обычная пластинка) заняла своё заслуженное место в истории провинции Китая.
Маленькое предисловие.
Есть у нас на Украине люди китайской национальности, которым пришлось оттуда уехать. У нас они собираются в группы, открывают разные боевые искусства и религиозные секты, но ещё они проводят выставки, на которых можно встретить не только предметы быта и национальную одежду, но и предметы музыкальной культуры.
На одной из таких выставок я увидел маленький глиняный горшочек. Сначала я подумал, что то аромолампа, но, подняв голову в верх, я заметил, что нахожусь в отделе «музыкальные инструменты». Сбитый с толку внешним видом я подбежал к одному из представителей этого отдела и попросил объяснить, что это за творение такое.
Китаец не очень хорошо говорил по-русски, но всё же было понятно, о чём он ведёт речь.
Оказалось что тот горшочек это один из древнейших духовых инструментов Китая. Называется он «глиняный сюнь». 8 тысяч лет назад он использовался во время охоты. Как повествует легенда, Сюнь, берёт начало от «каменных метеоритов» (да именно тех метеоритов, что входят в атмосферу земли). В древнем Китае люди заметили что метеориты, падая, издают своего рода необычные звуки похожие на шипение или гудение которые привлекают животных. Так и началась жизнь этого приспособления. Сначала китайцы пытались трубить в обломки метеоритов. Потом стали делать инструмент из глины, а позже из снаряжения для охоты. «Метеоритные свистки» потихоньку перерождались в Сюнь и стали музыкальным инструментом. В эпоху Шан (XVII-XI вв. до н. э.) этот духовой инструмент изготовляли из камня или из костей животных, в том числе и слоновьей кости. И уже в эпоху Чжоу (XI в.—256 г. до нашей эры) «Глиняный Сюнь» стал очень значимым музыкальным инструментом в китайском оркестре.
Как можно догадаться, оригинальный инструмент с тех времен не сохранился, можно даже сказать «вымер», но в 30-х годах 20 ст. профессор Чао Чжен сконструировал копию Сюня в древнем виде с 6 отверстиями для игры. Потом, также, профессор консерватории Чэнь Чун сделал Сюнь уже в 9 дырочками (это уже свидетельствовало, что инструмент стал «жизнеспособный» и готов для игры на нём). Через некоторое время тот же профессор со своим учеником Чжао Ляншань вместе изготовили инструмент из палисандра с 10 отверстиями, решив, таким образом, проблему отсутствия «верхов».
Выслушав всё историю про этот неординарный инструмент, я решил для себя что наверное это самый необычная дудочка которую я видел. Думаю, вы со мной согласитесь.
Ой, что это?
Арабы, порой, очень нелогичные люди. При всём своём национальном любопытстве иногда они не интересуются даже тем, что по определению должно входить в перечень вопросов, необходимых к изучению. Особенно часто этим грешат торговцы различными товарами.
В столь любимых мною магазинчиках Дахаба я обнаружила совершенно удивительную вещь. Гитара – не гитара, балалайка – не балалайка, некий этнический струнный инструмент. Я бы назвала это музыкальное изделие треугольной гитарой, однако, треугольной форму инструмента можно назвать лишь с большой натяжкой, ибо углов-то у неё, как раз, не наблюдается – всё округло и очень плавно. Гриф у загадочного инструмента просто обалденный – три бамбуковые палки, на одной из которых расположены настроечные колки (штырёчки, которые натягивают струны), а другие две присоединяют эту необычную головку грифа непосредственно к «телу» инструмента. Струн у египетской гитары 5. А в верхней деке помимо основного крупного отверстия проделано ещё 8 мелких, видимо, для более глубокого звучания.
Инструмент увлекательный, однако, вот что странно – продавец сего изделия всячески пытался уйти от моих расспросов о этой, с вашего позволения, дахабской гитаре. На простой вопрос «Что это?» я получила не менее простой ответ «Гитара», который абсолютно меня не устроил.
- Ну, какая же это гитара – почти возмутилась я – гитара вот такая (и я изобразила в воздухе стандартные 90*60*90), а здесь вон какие причудливые формы.
Продавец диковинного инструмента смущённо задумался, было видно, что ему хотелось побыстрее отделаться от моих вопросов, но в то же время было страшно терять потенциального покупателя.
- Это египетская гитара – наконец выдавил из себя торговец.
- Может быть у неё есть своё особое название? – бросила я наводящий вопрос.
- Нет. Гитара и всё – упорствовал музыкальный продавец.
- Ты не знаешь, что это? – спросила я в лоб.
- Не знаю, - облегчённо выдохнул он.
А я задумалась. Ну, как так можно! Продаёшь такой инструмент - необычный, аутентичный, симпатичный, в конце концов, а названия даже не знаешь. Позор!
Рыскала по всему интернету – ничего не нашла. Может быть, кто-нибудь знает, как называется этот музыкальный инструмент? Я тогда и торговца просвещу, чтоб не прослыл невежей по всему Дахабу)))
Само название «Живапу» это китайский вариант, более распространенный как «Рубоб». Инструмент появился в 14 веке и насчитывает более чем 600 летнюю историю. Характерен узбекам, таджикам и уйгурам. История его появления не очень и мудрена. В те времена в Синьцзяне проходили исторические, культурные и музыкальные обмены между нациями Китая и зарубежными народами. Потом на основе своих народных инструментов и принесенных с разных стран, уйгурский народ создал свои (новые) инструменты. Одним из них и является Рубоб.
Инструмент имеет очень причудливую форму. Делается из дерева. Основание делается в форме полушария с натянутой на ней мембраной, так же есть длинный, тонкий гриф с загнутой на конце головной.
Живапу, т.е. Рубобы бывают разными. Есть с тремя струнами, пятью, шестью, семью, восьмью и девятью.
Увидев его в первый раз, меня поразила громкость этого инструмента. У него густой особый тембр и богатая выразительность. Музыкант, который на нём играл, сидел, сложа ноги, спину держал прямо с расправленными плечами. Инструмент держал горизонтально на коленях. Придерживая левой рукой за гриф, и так же ею прижимал струны, а правой перебирал (играл). Звуки получались очень красивые и мелодичные.
Уйгуры, таджики и узбеки, проживающие на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, имеют рубобы, неодинаковые по виду, форме и конструкции. Называют свои инструменты они также по-разному: например, таджики называют его «Рубоб»; он делается из абрикосового дерева. Уйгурские «рубабы» подразделяются на Кашгарские, современные, Доланские и рубабы пастухов. Кашгарские рубабы имеют мягкий и негромкий звук, деликатный и тонкий тембр. Узбекский «рабобы» похожи на кашгарские по форме, однако их различают по звуку и тембру. Такой «рабоб» имеет громкий звук и густой тембр.
По обозначению Кифара – это древнегреческий струнный музыкальный инструмент. Очень древний, рисунки кифар датируются 7 веком до н.э. Состоит она из деревянного плоского корпуса, к которому крепились струны. С самого начала их было 4, но спустя несколько лет их число возросло до 7 ( 7 струн это классический вид кифары). Но в 5-4 веках до н.э. количество струн могло доходить до 12. Это объясняется тем, что Кифара считался инструментом профессионалов и для выступления на публике (а она иногда достигала очень много го скопления народа, порядком нескольких тысяч) музыкантам требовался сильный резонанс. По этому инструмент был тяжелый, а струны на нём натягивались очень сильно. Это также поясняет то, что на Кифаре играли только мужчины, и только плектром. Мужчину играющем на Кифаре называли «кифаристом» или «кифаредом». Тут кстати очень интересно. Эти два понятия нельзя взаимозаменять. «кифаристом» считался любой мужчина, который научился играть на инструменте, а «кифаред» - это человек который помимо игры на Кифаре ещё и пел, то есть был не только музыкантом, а ещё и сочинителем (поэтом), а значить это очень одарённый человек. Идеалом, конечно, считался сам Аполлон-кифаред.
Как всегда немножко легенд))
Кифару Аполлон получил от Гермеса, за стадо коров. Он научился на ней играть и завораживал своей игрой и пением всех мух, по этому считается непревзойдённым.
В Греции Кифара была настолько популярна, что были соревнования на олимпиаде. Одним из первых знаменитых кифаредов был Терпандр, победивший на состязаниях в 676 году до н.э. на 26 олимпиаде. Эти соревнования были настолько популярны, что их лауреатов чтили как победителей олимпийских игр.
Как я уже писал, сначала женщины не играли на кифаре, потому как для них инструмент был тяжеловат, но уже в 1 веке до нашей эры начали появляться настенные рисунки с женщин с кифарами, но то уже были видоизменённые инструменты. Кифара стала более вытянутой, лёгкой и на неё требовалась новая техника игры.
От слова "кифара" в европейских языках произошли названия столь разных инструментов, как цитра (лат. cithara, итал. cetra, англ. cittern, нем. Zetra) и гитара (итал. chitarra, исп. guitara).