Клуб БАЗА
Правила клуба Если Вы умеете играть на каком либо музыкальном инструменте из каталога этого сайта, и Вы указали это у себя в профиле - Вы автоматически член этого клуба. В случае если Вы будете "плохо" себя вести, а именно заниматься спамом, рекламой, материться (хотя в исключительных случаях и по теме это допускается), оскорблять участников клуба - Вы рискуете схлопотать "бан". Если Вас забанили, но Вы уверены в несправедливости этого поступка - напишите в свободной форме письмо администратору, он разберется.
"БАЗА" - это открытый клуб музыкантов, которые играют (или только учатся играть) на необычных музыкальных инструментах. Здесь мы общаемся, учим и учимся.
Если Вы участник клуба - авторизуйтесь. Если нет - возможность вступления в клуб появится после регистриции
|
Трещотка - это музыкальный, ударный инструмент, издающий звуки, похожие на треск, отсюда и название. Письменных подтверждений, что этот инструмент зародился в Древней Руси, нет. В Новгороде, при археологических раскопках, были найдены две дощечки, по предположению Поветкина В.И. (музыковед, реставратор, он внесен в Книгу мировых достижений "Диво", как человек, воссоздавший самые древние гусли и другие музыкальные инструменты Руси XI века: варганы, гудки, жалейки) эти дощечки являются составными частями новгородской трещотки XII века. Но история возникновения музыкальных инструментов – прародителей русской трещотки, уходит в глубину веков и переплетается с историей возникновения христианства на земле. Учитывая тот факт, что первых христиан преследовали османы, которые запретили христианам использовать колокола. Так как колокольный звон являлся неотъемлемой частью при богослужении, то пришлось искать какие-то иные средства для замены колокольного звона. Колокол заменили на сэмантэрион, который в свою очередь появился на свет вследствие эволюции клепала или колотушки. И только в XII веке трещотка и превратилась в трещотку дошедшую до наших дней. Конечно же точного подтверждения этому пути развития и преобразования трещотки нет, но подобная эволюция не вызывает сомнения, во всяком случае у меня.
На Руси трещотку использовали при свадебных обрядах, при исполнении величальных песен, во время исполнения которых, ещё и приплясывали, а хоровое исполнение сопровождалось игрой целого оркестра (более 10 человек). Трещотки украшались лентами, цветами и бубенчиками.
Можно предположить и другое, что при свадебном обряде, трещотки кроме музыкальной направленности, выполняли и охранную роль, оберегали молодых от воздействия злых духов.
Русские трещотку собрать довольно-таки просто, достаточно взять 15-20 шт. тонких деревянных дощечек (обычно делали из дуба) длиной 15-20 см., соединить их между собой крепкой веревкой, продевая её через отверстия в верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки не касались друг с другом вплотную, между ними верхней части, так же через веревку, вставить маленькие пластинки из того же дерева шириной пару сантиметров.
Использовать трещотку ещё проще чем сделать, достаточно взять за концы верёвок в обе руки и резко или плавно привести в движения пластины, которые ударяясь друг о друга издадут сухой, щёлкающий звук.
В современном симфоническом оркестре используется разновидность трещинки, эта трещотка представляет собой некий ящичек, который исполнитель вращает на рукоятке вокруг зубчатого колеса. При этом тонкая и упругая деревянная пластина, перескакивая с одного зубца на другой, издает характерный треск.
Фестиваль «Голубые озёра»
Раз уж речь тут пошла о фестивалях расскажу и я о том музыкальном действе, которое стараюсь посещать каждый год и на которое с удовольствием приглашаю всех желающих. Я имею в виду фестиваль авторской песни «Голубые озёра», который проходил во вторые выходные июня недалеко от Луховиц, что в Рязанской области. Неслучайно я написала «проходил» в прошедшем времени, ибо фестиваль этот с прошлого года почил в бозе из-за каких-то тёрок среди организаторов, ну, да нам до этого дела нет. Главное, что осталась суть только лишь в переименованном и слегка сдвинутом по датам виде. Теперь фестиваль под другим названием, а именно «Луховицкие озёра» проходит на том же месте, но в первые выходные июня.
На фестивале вы найдёте всё, что должно быть на нормальном бардовском слёте: лес, костры, палатки, бардов, собственно, и любителей авторской песни. Кстати, инструментарий фестиваля отнюдь не ограничен классическими акустическими гитарами и их различными модификациями. Здесь и губные гармошки, и маракасы, и бубны, и укулеле, и даже аккордеоны и кастаньеты мои любимые встречаются. В общем, посмотреть есть на что, а послушать тем более.
Фестиваль хороший, люди душевные, а музыка просто замечательная. Приезжайте этим летом – сами увидите.
Истинно шаманский атрибут.
В Дахабе дождя не бывает. Вообще-то. Однако, пару дней назад здесь полило. Нет, не как из ведра. Что вы, что вы? Так, как из лейки небольшой. Правда лило целые сутки, а для египтян дождь – это настоящая катастрофа и не иначе как происки какого-то шамана. Как пить дать, они думают, что попрыгал дядька в лохмотьях и с непременным бубном в руках по кругу, и полилась на их бедные головы холодная «небесная вода». Потому и бубны тут продают скорее не как музыкальный инструмент, а как колдовской атрибут. Чаще всего, бубен используется всё же во благо, дождь – это так… редкость и мелкая пакость какого-то малодушного шамана с крооошечным бубном. А шаманы с большим сердцем шаманят по-взрослому с плясками и приятными для всех чудесами. И бубны у шаманов хороших большие и добротные.
Кстати, о размерах, бубны бывают как необычайно крошечные (несколько сантиметров в диаметре), так и просто громадные экземпляры, которые и с земли-то не поднимешь. Так и играют на них, прислонив одним краем к себе, а другой положив на землю – бьют колотушкой, чтобы руку не отбить. Мембрану на бубне (так называется материал, которым обтягивают инструмент) делают из кожи животных, которые имеются в наличие. В Египте это козья кожа – козы тут везде и всюду, так что дефицита бубнов не предвидится в ближайшее время. Некоторые бубны не могут похвастаться наличием бубенчиков по краям деревянного обода, а вот у египетских с этим полный порядок. Бубенчики есть – с ними-то веселей. И называется в Египте бубен вовсе не бубном, а «рик», так вот ёмко и задорно – «рик».
Вообще, бубен инструмент весёлый, пришедший к нам с испанских и итальянских улиц от танцовщиц тарантелл и других зажигательных танцев. Так что и в Египте бубен занимает нишу развлекательную, а шаманство – это для невеж и бук, которые веселиться не умеют.
Немного истории:
Никола Тесла изобрел свое детище в начале 19 века (официально он был запатентован в 1896 году). Изобретение производит высокое напряжение высокой частоты, заряды которого достигают миллионов вольт. Тесла изобрёл его для управления предметами на расстоянии без проводов (радиоуправление), а в 20 веке он нашел свое применение в медицине.
Но вообще трансформатор играл декоративную роль, так как разряды, выходящие с головки, достигали нескольких метров и достигали такой скорости, что при соприкосновении с воздухом издавали звуки. Тут то всё и началось..
Люди стали замечать, что если выпускать ток с разной частотой то можно создавать любые звуки, вот так и появилась американская группа ARC ATTACK. Они начали использовать трансформаторы в своих выступлениях. И через фильтра имитировать ноты, по которым которым, и создавали свои творения. Также, очень интересно звучат через трансформатор и знаменитые песни.
В общем, слушаем и наслаждаемся.
Кастаньеты для арабской дамы.
Кастаньеты известны практически каждому. Но так же почти все уверены, что это атрибут лишь испанских танцовщиц фламенко. И изготавливают кастаньеты только из дерева. Однако, это не совсем так. Дамы других стран также не обделены вниманием этого маленького, но очень темпераментного музыкального инструменты. Да и материал, из которого делают кастаньеты, достаточно разнообразен.
В Египте, к примеру, и других восточных странах металлические кастаньеты (чаще всего это медь) можно увидеть на пальцах танцовщиц, которые выступают с традиционным танцем живота. Такой музыкальный инструмент называется цимбалы, хотя по сути это те же кастаньеты. Так же, как и танцовщицы фламенко, восточные красавицы аккомпанируют себе этими крошечными «тарелочками», дабы придать большего колориту выступлению, а заодно разнообразить обычное для таких танцев музыкальное сопровождение, создаваемое дарбуками или таблами, как их называют в Египте. Восточные танцовщицы используют именно металлические кастаньеты, потому что исторически в Египте - пустынной стране, дерево в большом дефиците, и тратить его ещё и на такую безделицу просто неразумно. Да и звук деревянных «стучалок» не слишком гармонирует с весёлым и соблазнительным танцем живота – куда как естественней в этом случае звучат медные звонкие цимбалы. Так что танцовщицам фламенко и восточным танцовщицам делить нечего. Страстное и эмоциональное фламенко пусть сопровождается глубоким звуком деревянных кастаньет, а задорному танцу живота мы оставим их металлический звон.