Клуб БАЗА
Правила клуба Если Вы умеете играть на каком либо музыкальном инструменте из каталога этого сайта, и Вы указали это у себя в профиле - Вы автоматически член этого клуба. В случае если Вы будете "плохо" себя вести, а именно заниматься спамом, рекламой, материться (хотя в исключительных случаях и по теме это допускается), оскорблять участников клуба - Вы рискуете схлопотать "бан". Если Вас забанили, но Вы уверены в несправедливости этого поступка - напишите в свободной форме письмо администратору, он разберется.
"БАЗА" - это открытый клуб музыкантов, которые играют (или только учатся играть) на необычных музыкальных инструментах. Здесь мы общаемся, учим и учимся.
Если Вы участник клуба - авторизуйтесь. Если нет - возможность вступления в клуб появится после регистриции
|
«Жизнь» шарманки начинается ещё в 17 веке. С самого начала шарманка была просто маленьким «птичьим органчиком», который использовался для обучения певчих птиц, но уже в скорее его взяли в использование бродячие музыканты. Можно сказать, этот инструмент предназначался для людей, которые не могли играть на других музыкальных инструментах. А действительно… Крутишь ручку, звучит мелодия, что может быть проще?
Вам, наверное, интересно, а откуда ж пошло название «Шарманка»? Есть несколько утверждений. Одним из них и самым распространенным считается, что название произошло от тогдашнего шлягера (одной из первых песен, исполняемых на этом инструменте) который назывался по-французски «Сharmant Katarina» то есть «Прелестная Катарина». Именно от этой песни пошло название «Шарманка». В Россию инструмент попал 19 веке. знакомство с которым началось с песни «Шарман Катрин». Так как песня сразу приелась всем россиянам инсрумент стали называть «Катаринка» или «лее шарманка».
Кому интересно вот текст самой песни, переведённый с оригинала 1817 года:
Во всей деревне Катенька
Красавицей слыла,
И в самом деле девушка,
Как розанчик, цвела;
Прекрасны русы волосы
По плечикам вились,
И все удалы молодцы
За Катенькой гнались...
Второе утверждение объясняется в цитате: «…И произошло от ширм, из-за которых Пульчинелла, почти всегдашний спутник шарманщика, звонким своим голосом призывает зевак и любопытных появившиеся у нас органы были неразлучны с кукольною комедиею» (очерк «Петербургские шарманщики» из «Физиологии Петербурга» Д. В. Григорович)
Голландцы вообще утверждают, что первая Шарманка появилась именно у них на родине, и доказательством являются старинные чертежи этого инструмента, но они настолько стары, что в них сложно что-то разобрать.
Какой же принцип работы «Катаринки»?
Она являет собой небольшой орган без клавиатуры — ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.
На одном валике записывалась только одна мелодия, но валик было нетрудно заменить. В 20-м веке вместо валиков стали использовать перфорированные бумажные ленты, на которых каждому звуку соответствует определенное отверстие. Нередко шарманка снабжается приспособлением, которое делает специально звук прерывистым и дрожащим, чтобы лучше удавалось «выжать слезу» у слушателей.
Шарманщики не редко ходили из дома к дому, играли знаменитые мелодии, за что и получали денежку. Иногда у них даже сидела на плече маленькая обезьянка которая строила рожицы, кувыркалась и как могла выпрашивала монетки.
Вот такая история этого маленького «органа». Про который спето не мало песен и снято не меньшее количество фильмов.
Как я выбирала таблу.
Набродившись по развалам Дахаба и насмотревшись на разнообразие музыкальных инструментов, соблазнилась я таки дарбукой. Непростительно, наверное, жить в Египте и не научиться играть на каком-нибудь местном инструменте, тем более, что ударные всегда были моей мечтой. Вот только барабанная установка в московской однушке не самый оптимальный вариант, а миниатюрная и мобильная табла (египетское название дарбуки) в самый раз.
Выбирать таблу я пошла не одна, а с подругой, которая на дарбуках, что называется, собаку съела. Я наивно полагала, что барабан он и есть барабан, главное, что стучал. Но не всё так просто. Нюансов в выборе качественной таблы оказалось предостаточно.
Во-первых, к табле должны прилагаться:
- настроечный ключ;
- запасная мембрана;
- и в идеале, специальная сумка для переноски дарбуки.
Во-вторых, мембрана покупаемой таблы должна быть жёсткая и ровная, без видимых повреждений и потёртостей. Особенно важно обращать внимание на возможные недостатки инструмента, если вы собираетесь покупать его с рук на арабском рынке. Здесь не магазин – вернуть деньги в случае чего вряд ли удастся.
В-третьих, местные дарбуки отличаются друг от друга материалом, из которого изготовлен их корпус. Что конкретно это за материал продавцы внятно сказать не могут, но даже невооружённым взглядом можно понять, какая табла качественней. От материала изготовления также зависит и вес дарбуки. Ну, это уже особой роли в звучании не играет, так что выбирайте по своим физическим возможностям и предпочтениям.
Кстати, называя, таблы местными я немного лукавлю, так как выбирала я их в Дахабе, а изготавливаются они в Александрии, но это для неискушённых барабанщиков скорее ненужные детали.
Вообще, самым главным моим разочарованием при выборе египетского барабана оказалось то, что таблы самого что ни на есть этнического вида, то бишь тюнингованные арабскими рисунками, украшенные различными верёвочками, с мембраной из верблюжьей или козьей кожи инструментом, по сути, не являются. Это сувенир, игрушка для детей и взрослых, память о Египте, что угодно, только не музыкальный инструмент. Мембрана к таким дарбукам тупо приклеена, а следовательно не подлежит настройке. Хотя бедуины наперебой советуют подогревать кожаную мембрану таблы на огне, мол, тогда она скукожится и станет жёсткой, как и надо для игры. Но что-то мне сомнительно, что такая дарбука долго протянет под ритмичными и мощными ударами музыканта.
Одним словом, реальный александрийский инструмент выглядит как металлическая труба (у нас в Москве железная дверь выглядит также, как корпус таблы) с прозрачной синенькой мембраной. Корпус может быть различных цветов: гламурного сиреневого, бордо, под бронзу и холодный hi-tech. Стоимость таких табл колеблется от 150 фунтов до 250 (это примерно от 850 до 1400 рублей). Для эстетов есть таблы инкрустированные перламутром, камнями и ракушками, но цена их уже от 350 фунтов.
Выбирая музыкальный инструмент, одним из самых важных пунктов является игра непосредственно на нём. Надо просить, нет, прямо-таки требовать, чтобы продавцы поиграли вам на табле. Другое дело, что большинство из них не умеют этого делать. Потому я и взяла с собой опытную подругу, которая умело извлекала звуки из предлагаемых мне дарбук и браковала те, которые звучат глухо и тихо, но хвалила громкие и звонкие таблы.
В тот день дарбуку я так и не выбрала, ибо не смогла определиться брать ли мне простую и недорогую таблу или соблазниться на инкрустированную, чтобы она радовала не только уши, но и глаза. Я ещё подумаю…
На фото самая простая александрийская табла.
Позднее я нашел информацию об этом необычайном инструменте, и мне стало всё ясно. Не слышал я его, потому что инструмент закопан под землю и с чаши вода капала в горшочек, при этом издавая чарующий звук. И именно это является его изюминкой, так как мы его невидим, а звук падающих капель действует успокаивающе и вся церемония мытья рук сопровождается таким себе «оркестром».
Теперь детальнее про устройство этого инструмента.
Суйкинкуцу состоит из перевернутого, зарытого в земле кувшина, над которым располагается лужица воды. Капли воды, постепенно проникая в кувшин через отверстия в донышке, издают приятные булькающие звуки, которые формируют несложные мелодии. Но все компоненты инструмента должны быть четко настроены, что б звуки были чистые и приятные. Ранее использовали кувшины для хранения риса или воды, они были керамические глазированные либо не глазированные. Размер его примерно от 30 см до 1 м. Сегодня используют в основном металлические. Кувшины должны быть не деформированные, если в нем имеется трещина, то звук сразу теряет свои звонкие качества.
Первоначально инструмент назывался тосуймон, но он не использовался в японских садах. Рассказывают, что однажды для дренажа сада был использован кувшин с отверстием, и садовники, поразившись изящным звуком, стали оборудовать сады такими кувшинами.
Вот такие необычайные инструменты есть в японских садах. Про них мало кто знает и уж тем более предполагает, но для японцев он является своим родом «успокоительным» изысканным инструментом.
С виду этот инструмент похож на деревянную коробочку (хотя есть много разновидностей корпуса, встречаются и наподобие бубна) с отверстием посредине и прикреплённым с одного конца ряд металлических, бамбуковых или деревянным пластин, которые служат источником звука. Основание может быть простое – например плоская доска, и сложное – сделанное из полой тыквы, долблёного дерева или (что самое странное) из панциря черепахи.
Инструмент делается из таких необычных материалов потому как уходит своими корнями в Африку. Там его использовали как просто развлечение в свободное время, иногда во время обрядов, а уже во времена европейской колонизации Америки Калимба была завезена неграми-рабами на Кубу, где бытует до сих пор. Ее чудесные звуки можно услышать, например, в музыке группы Earth и Wind & Fire.
Принцип игры на инструменте такой: калимбу сжимают ладонями рук, согнутых под прямым углом и плотно прижатых к бокам, или держат на коленях, большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные (верхние) концы язычков, приводя их в состояние вибрации.
Размеры инструмента бывают разные, от больших ( которые достигают в корпусе до 35 см.) до маленьких (достигающих в корпусе 10 см.). Большие Калимбы используются для придания низкого гула африканским басовым ритмам. Маленькие, в свою очередь, издают хрупкое и иногда призрачное звучание, чем-то похожее на музыкальную шкатулку.
Калимба не очень популярный инструмент в Европе или Америке и вы его не встретите в ларьках или магазинах музыки, но она по-прежнему остаётся одним из любимейших инструментов африканской культуры благодаря её пронзительному звуку и небольших размерах.