Клуб БАЗА
Правила клуба Если Вы умеете играть на каком либо музыкальном инструменте из каталога этого сайта, и Вы указали это у себя в профиле - Вы автоматически член этого клуба. В случае если Вы будете "плохо" себя вести, а именно заниматься спамом, рекламой, материться (хотя в исключительных случаях и по теме это допускается), оскорблять участников клуба - Вы рискуете схлопотать "бан". Если Вас забанили, но Вы уверены в несправедливости этого поступка - напишите в свободной форме письмо администратору, он разберется.
"БАЗА" - это открытый клуб музыкантов, которые играют (или только учатся играть) на необычных музыкальных инструментах. Здесь мы общаемся, учим и учимся.
Если Вы участник клуба - авторизуйтесь. Если нет - возможность вступления в клуб появится после регистриции
|
Так как величественным предком по звучанию этого инструмента является орган, то вся музыкальная программа заимствована из церковных песнопений, которые обычно исполнялись на органе.
Сложно представить практическое применение этому музыкальному инструменту и если сравнивать всерьёз, то своей музыкой, этот «сверхорган», только подрывает благочестивую грациозность классического органа, как будто насмехаясь над ним.
Донской Рылей передавали по кругу и когда он «пришел» ко мне в руки я не знал, с какой стороны его взять. Серьезно, он имеет очень необычную форму, которую сложно описать, но я постараюсь. Рылей, с виду, 40-60 см. в длину и примерно 25-30 в самой широкой его части. Полностью выдолблен из дерева. Основание его составляет деревянный круг с ручкой на конце. Гриф, если его можно так назвать, очень необычен и чем-то схож с современной клавитарой. Состоит из 11 клавиш, которые при нажатие на них бьют по струнам. Всего струн у этого инструмента три и сделаны они из натянутых веревок крепящиеся к трём колышкам на конце (хотя были и с 4 струнами). Воспроизведение мелодии происходит очень интересно и необычно. Рылейщик крутит рукоять, снизу основания, а тот при этом крутит своеобразный круг, который трется об струны и издает неповторимый гудящий звук.
В современные времена этого инструмента вообще нет, встречаются очень редко его копии, но во времена донских казаков он был очень популярен. Играли на нем в основном слепые бродячие музыканты. Происходило это примерно таким образом: маленький мальчик шел впереди, ведя за собой несколько таких музыкантов, которые держались за плечи друг друга, в том числе и мальчика. Они не пели песни под Рылей, а только читали свои думы и повествования певчим голосом. По окончанию выступления один из них выходил вперед, как бы «глядя» в даль слепыми глазами, и просил милостыню. Рылейщики были очень похожи на украинских бандуристов (таких например как Тарас Шевченко). Они тоже были слепы и также бродили по миру рассказывая думы и прося милостыню. Отличались лишь инструментом.
Внизу представлено видео как происходило такое выступление.
Моя новая табла
Наконец-то¸ после долгих и придирчивых поисков, я стала обладательницей настоящей египетской таблы. Выбрала простую, без наворотов и инкрустаций – боевой такой негламурный барабан. Осталось-то всего ничего – научиться играть.
Некогда я обладала самой, что ни на есть дилетантской точкой зрения, что играть на ударных инструментах легче лёгкого – барабань себе от души и всё. Это, кончено, полная чушь. Чтобы понять, что игра на каком бы то ни было барабане требует мастерства и усилий нужно лишь попробовать извлечь из инструмента мало-мальски приличные звуки – с первого раза получится далеко не у всех. Вот и я постучала по своей новенькой табле и взгрустнула – звуки глухие, как по картонной коробке луплю. Наверное, инструмент плохой попался. Мои терзания развеяла подруга, умеющая играть на табле. Она ловко забарабанила по голубой мембране, извлекая из таблы звонкие и ну очень громкие звуки. Ритмично стуча по барабану, подруга объяснила мне, что, главное, в игре на табле правильная постановка рук и расслабление.
Расслабление? А как же можно лупить по барабану расслабленно? Можно, оказывается. Два основных удара при игре на табле, как раз, требуют расслабленных рук. Первый удар (глубокий и низкий) выполняется сомкнутыми пальцами по середине мембраны. Выглядит это так, будто ты ударяешь по табле всей ладонью, однако, удар должен приходится на средние костяшки пальцев руки. Сама ладонь при ударе должна быть расслабленна, иначе напряжение «съест» весь удар и звук получится глухой и неясный. Второй удар (яркий и звонкий) выполняется кончиками пальцев по краю таблы. Словами, конечно, объяснить сложно, это лучше видеть и прочувствовать. Опять же, расслабленной рукой как бы обтекаешь таблу по самому её краешку, прилагая некоторые усилия, чтобы получился-таки удар. Звук от такого удара бодрый, звонкий и чёткий.
А дальше уже дело техники, как говорится, или тренировки. Чередуя эти два удара можно получить великое множество комбинаций различных ритмов. Создание ритмических рисунков ложится на плечи барабанщика и зависит только от быстроты его рук и пальцев и личного музыкального вкуса.
Вот пока всё, что я могу рассказать об игре на табле. Пойду тренироваться. Не завидую моим соседям))) Ну, и, собственно, я с моей новой таблой)))
Впервые увидев его, сразу была видна простота нашего русского духа. Обычный выдолбленный из дерева овальный корпус с натянутыми тремя струнами на нем и деревянной декой. Что ещё нужно для простого народного инструмента? Люди, которые хоть немного владели резьбой по дереву, могли спокойно изготовить этот инструмент у себя дома.
Сам Гудок не больших размеров, чуть больше полуметра в длину и около 30 см. в ширину. Игра на нем происходит смычком, который делался из деревянной (часто самодельной) палки с натянутой веревкой. Конский волос использовали очень редко, хотя и такие представители встречались.
Теперь поговорим об игре на нем. Дедушка поставил этот инструмент на колено и начал водить смычком по струнам. Тут и объясняется название инструмента. В игре используется все три струны, но тут есть одна хитрость, игра пальцами производится только на одной самой длинной струне, которая расположена посредине, а остальные две только издают звуки похожие на гул. Я заметил так же что играл музыкант только указательным, средним и безымянным пальцами не используя мизинец.
После игры хозяин дома немного упомянул об истории Гудка. Он был очень популярен на Руси и использовался почти везде, а именно в народных гуляниях, свадьбах, днях рождениях и просто в быту. Но примерно в 19 веке, когда европейские инструменты заполоняли Русь он утратил свой интерес у публики и был заменен более новым, таким как Скрипка.
Чаша поющая.
Строго говоря, поющую чащу сложно назвать музыкальным инструментом в классическом понимании этого словосочетания, хотя её название, на мой взгляд, обязывает соответствовать. Это скорее фэн-шуйное приспособление для йоги и медитации. Но если вы не совсем уж заядлый йог и вам не претит использование сакральных предметов для вполне светских целей, то и из поющей чаши можно извлечь вполне интересные мелодии и звуки.
Принцип игры прост как всё гениальное: на левую руку кладёте чащу, в правую берёте стик (это такой деревянный пестик, который всегда прилагается к чаше) и круговыми движениями (по правилам крутить надо по часовой стрелке) по наружному краю чаши смело водите стиком.
Прелесть такой чаши в том, что они абсолютно индивидуальны. Их делают только вручную, как правило, из нескольких компонентов. Смешивают 7 или 8 видов металлов, в том числе драгоценных. Форма и цвет поющих чаш, по указанным выше причинам, может разительно различаться.
Вообще говоря, поющая чаша символизирует собой мужское и женское начало, пресловутые инь и янь. А звуки поющей чаши это нечто совершенно особенное. Эти звуки имеют успокаивающее и умиротворяющее свойство. Кстати, точно также, как форма и цвет чаши индивидуальны, ещё более индивидуальны и звуки, которые поющая чаша будет издавать. У каждого человека чаша будет петь по-своему, ибо она подстраивается под своего хозяина и становится частью его уникальной личности. Никто же не будет спорить, что каждая личность индивидуальна?
Когда вы начнёте водить по краю чаши стиком, постепенно, помимо приятных и медитативных звуков скоро вы почувствуете ещё и вибрацию. Причём вибрировать будет не только чаша, но и пространство вокруг неё, а значит и вас. Эти вибрации благотворно и самым волшебным образом воздействуют на человека. Загадку звуков и влияния поющей чаши на человека до сих пор не разгадали и, думаю, долго ещё не разгадают.
Самые настоящие чаши привозят из Индии и Тибета. По большому счёту, внешняя красота поющей чаши не так уж и важна, однако, приятно иметь нечто подобное, как на фото, тем более, если такая чаша ещё и очаровывает своими звуками.